На восстановление Ялтинской киностудии могут потратить около 4 млрд рублей из федерального бюджета. О том, что такая возможность обсуждается с российским Министерством культуры, глава Крыма Сергей Аксенов рассказал в среду, 20 февраля. Кинофабрика находится в упадке с начала 1990-х годов, и, по словам Аксенова, частный бизнес потянуть такую реконструкцию не сможет. Между тем эта киностудия — не только одна из достопримечательностей полуострова, но и место, с которого начиналось «большое» отечественное кинопроизводство. Портал iz.ru вспомнил некоторые факты из ее истории.
Родина первого блокбастера
Хотя сама киностудия в Ялте была создана лишь в 1917 году, ее историю принято отсчитывать с 1908 года. Тогда на живописный Крымский полуостров, где располагались многочисленные дворцы русской знати и императорская резиденция, приехали кинематографисты французской студии «Пате», чтобы провести так называемые видовые съемки. Правда, в действительности, скорее всего, впервые на пленку Ялта попала на 10 лет раньше — в 1898 году один из пионеров кино поляк Болеслав Матушевский снимал здесь императора Николая II и его семью для кинохроники.
Уже в 1911 году по стопам коллег из «Пате» в Крым приехала съемочная группа Александра Ханжонкова, крупнейшего кинопромышленника Российской империи, основателя одноименного киноателье.
Москвичи снимали эпическую ленту «Оборона Севастополя», посвященную одному из эпизодов Крымской войны — первый отечественный полнометражный фильм и по совместительству первый же блокбастер. Работа над ним велась по всем канонам: Николай II лично прикомандировал к группе целый штат военных и историков, которые отвечали за реалистичное изображение эпохи, в съемках масштабных батальных сцен участвовали подразделения Русской армии и даже ветераны Крымской войны.
Фильм стал не только самым громким проектом Александра Ханжонкова, но и самым затратным — кинопромышленник потратил на него около 40 тыс. рублей. Это были практически все средства, которыми он располагал. Зато и репутационный эффект был соответствующим: первыми зрителями киноленты стали сам император со свитой. Премьера состоялась недалеко от места съемок, в одном из залов Ливадийского дворца. А сам фильм «Оборона Севастополя» считается одним из важнейших проектов в истории российского кино.
Самому Ханжонкову от этого было не легче: нужно было срочно вернуть вложенные средства, чтобы расплатиться с кредиторами, а доходы от проката дорогую картину никак не окупали — ситуация, хорошо знакомая кинематографистам и в наши дни. Более опытные коллеги из «Пате» посоветовали Ханжонкову о потерянных деньгах забыть и рассматривать «Оборону» как дорогую рекламную кампанию. Но предприниматель их совета не послушал — придумав совершенно новый способ работы с «дистрибуторами» в отдаленных губерниях, он сумел окупить фильм.
Мечты Ханжонкова разбились о революцию. Ялтинское киноателье, правда, все-таки успело проработать под его руководством несколько лет: фильмы здесь снимались вплоть до 1920 года. В 1919-м оно было национализировано по решению местного военно-революционного комитета. Но поскольку Крым вскоре был занят белыми, до 1920 года «национализированное» киноателье продолжало работать в прежнем, дореволюционном, режиме. Съемки продолжались, несмотря на Гражданскую войну.
Сюда, в Ялту, вскоре после революции приехала легендарная звезда немого кино Вера Холодная. В 1910-х годах в Москве Холодная свою кинокарьеру начинала именно у Ханжонкова. Затем актриса перешла от него к другому кинопромышленнику — Дмитрию Харитонову. С его киноэкспедицией она в 1918 году прибыла на съемки в Одессу, но там оказалось, что местная студия еще не достроена.
Но настоящий расцвет начался в 1960-е годы. В 1961 году в Ялте сняли «Человека-амфибию» — первый советский фильм, потребовавший сложных съемок под водой. В 1963-м студия стала филиалом Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького, но детским кино совсем не ограничивалась. В 60–80-х годах прошлого века в Крыму был снят целый каскад культовых для отечественного зрителя фильмов: «Кавказская пленница», «Три плюс два», «Пираты XX века», «10 негритят», «Асса». И это далеко не полный список.
В объективах кинематографистов полуостров попеременно перевоплощался то в Дикий Запад, то в Иерусалим, то в средневековую Европу, то в древний Багдад. К такой многоликости располагала местная природа, но иногда, правда, киношникам для «завершения образа» приходилось сильно постараться.
Для съемок «Человека-амфибии» в Черное море даже завезли аквариум с экзотическими рыбами. Живность в море не выпускали — всю конструкцию под воду опускали целиком. Кроме того, в одной из бухт пришлось построить специальный загон для дельфинов. Фильм, кстати, запомнился непривычными советскому зрителю эротическими сценами — героиню Анастасии Вертинской в нем показали в полупрозрачном купальнике.
Иногда и самим актерам приходилось идти на жертвы разной степени серьезности: так, Вертинская для съемок в том же «Человеке-амфибии» специально научилась плавать, а команде фильма «Три плюс два» пришлось две недели усиленно загорать на крымских пляжах, чтобы в кадре сойти за дикарей.
Всего в советские годы здесь было снято больше 400 фильмов. Не сразу, но мечта Александра Ханжонкова о «русском Голливуде», кажется, начала сбываться.
Шанс на возрождение
Еще в конце 1980-х студия стала самостоятельным госпредприятием, а затем была преобразована в ЗАО. С началом 1990-х кинопроизводство по всему бывшему СССР пришло в упадок. В Ялту по-прежнему приезжали группы, которым, как когда-то французам из «Пате», нужна была роскошная крымская натура. Но средств, полученных от них, не хватало на то, чтобы поддерживать гигантское хозяйство киностудии. Постепенно оно стала приходить в упадок. Частные инвесторы вкладываться в студию тоже не спешили.
В 2000-е годы индустрия стала оживать. Почти подряд на базе киностудии прошли съемки двух крупных кинопроектов. В 2005 году Федор Бондарчук снимал здесь «Девятую роту», в 2008-м — «Обитаемый остров». Кстати о преемственности: в одной из сцен «Девятой роты» появилась ослица Люся, на самом деле хорошо знакомая поколениям советских зрителей. В 1967 году она блестяще дебютировала в «Кавказской пленнице». Получается, следующей большой роли ей пришлось ждать почти 40 лет.
Однако средств, полученных от съемок, по-прежнему не хватает на восстановление огромного съемочного комплекса. В 2014 году режиссер Никита Михалков предложил создать на базе киностудии комплекс «Дебют». В 2017-м он заявил, что студия сможет перейти на самообеспечение, если будет снимать около 70 картин в год. Пока, впрочем, эта цель остается труднодостижимой.
Оставить комментарий