Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • В Лондоне вручили премию BRIT Awards
    В Лондоне вручили премию BRIT Awards
  • Друг умершей звезды «Глухаря» Егорычевой: «Дашу уронили при перевозке»
    Друг умершей звезды «Глухаря» Егорычевой: «Дашу уронили при перевозке»
  • О том, как готовят художников для кино во ВГИКе
    О том, как готовят художников для кино во ВГИКе
  • Мировая премьера симфонической фантазии и другие события в мире культуры
    Мировая премьера симфонической фантазии и другие события в мире культуры
  • Трогать руками разрешается. В «Царицыно» открылся детский музей
    Трогать руками разрешается. В «Царицыно» открылся детский музей
  • Умерла народная артистка Гюлли Мубарякова
    Умерла народная артистка Гюлли Мубарякова

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры возможности воспоминание выставка выступление выход дети завершение игра история итоги кино концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание особенность отказ открытие поздравление показ постановка праздник премия премьера причины прогнозы продажа прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль фестиваль фильм юбилей

В мире

Дягилевский фестиваль: ночные перфомансы, классическая музыка и спектакли Кастеллуччи и Лепажа

21 июня 2018 | Рубрика: Театры | Нет комментариев
Дягилевский фестиваль: ночные перфомансы, классическая музыка и спектакли Кастеллуччи и Лепажа

Разве что с вагнеровской моделью Байройта, призванного когда-то приобщать публику не просто к искусству, а к другому, мифологическому измерению человеческой жизни. Именно на этом, мифотворческом языке говорит с публикой пермский фестиваль: его афиша — это не набор событий, пусть даже и концептуально выстроенных, но своего рода «путь», по которому должен пройти зритель.

В карту этого пути заложены не только сами произведения искусства, но и новые ощущения публики, как, например, в серии ночных перформансов «Sleep concerts. Путешествие в себя» для спящей аудитории (в гостинице «Урал») или полуночных гала в Дягилевском доме, где в программе piano-gala прозвучал в этом году знаменитый минималистский опус нидерландца Симеона тен Хольта Canto Ostinato, исполненный на четырех роялях (Алексей Любимов, Александр Мельников, Алексей Зуев и Вячеслав Попругин). Суть опуса, растягивающегося по воле исполнителей на заданную временную дистанцию и бесконечно комбинирующего исходную звуковую матрицу, абсолютно мантрическая.

В афише есть и классическая, и этническая, и джазовая музыка — по аналогии с образцовой зальцбургской концертной афишей, традиционно уделяющей внимание разным культурам. В Перми в этом году прозвучит, например, этническая турецкая музыка в исполнении скрипача Нэдима Налбантоглу (играющего также на восточном инструменте уде), выступит ансамбль Graindelavoix с греко-византийскими, греко-арабскими и маронитскими песнопениями. В камерной программе уже состоялся концерт Трио имени Шуберта (Михаил Мордвинов, Мария Стратонович, Анна Морозова), заметный тем, что музыканты интерпретировали музыку Шостаковича в романтическом ключе, высвечивая нежный мелодический слой его Трио №1. Опус Бориса Филановского «Schmozart” прозвучал у «шубертовцев” с почти визуальной образностью: тонкие линии тем, бегущих, словно трещины по хрупкой скорлупе «моцартовской» ткани, собирались в причудливые звуковые комбинации, в экспрессивную графику, обрывавшуюся внезапно, как короткая моцартовская жизнь.

Между тем, несмотря на только разворачивающуюся основную фестивальную программу и работающий в режиме нон-стоп Фестивальный клуб (образовательная и дискуссионная платформа для публики), самые ожидаемые события фестиваля уже состоялись. Это премьера Пермской оперы в ко-продукции с Лионской Национальной оперой, Театром Ла Монне (Бельгия) и Театром Базеля «Жанна на костре» Артюра Онеггера и Поля Клоделя (в постановке Ромео Кастеллуччи и Теодора Курентзиса) и спектакль Робера Лепажа «Иглы и опиум» в исполнении театральной компании Ex Machine (Канада), впервые показанный в России.

Появление онеггеровской оратории в афише Дягилевского фестиваля логично, поскольку «Жанна д’Арк на костре» была написана по заказу актрисы Иды Рубинштейн, выступавшей когда-то в дягилевских Русских сезонах. Она же играла Жанну в мировой премьере «Жанны на костре» в Базеле в 1938 году. Премьера нынешнего спектакля состоялась год назад в Лионе, и актриса, исполнявшая роль Жанны — Одри Бонне, осталась Жанной и в пермской постановке. В роли брата Доминика в Перми — Дени Лаван, голоса, ведущие Жанну (дева Мария, Маргарита и Екатерина) исполняли Зарина Абаева, Надежда Павлова и Наталья Буклага.

Но очевидно, что новые «ключи тайн» нашел в спектакле Кастеллуччи Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna и сводным хором театра под руководством Виталия Полонского. Для Кастеллуччи принципиальным было освободить в своем спектакле образ Жанны д’Арк от всего, что превратило, по сути, ее образ в поп-звезду французской истории, которой поклоняются и католики, и коммунисты, и националисты. Ему было важно высвободить эту Жанну из плотных слоев времени и символов, буквально сковавших ее образ в монумент: в золотых доспехах, на золотом коне, с золотым флагом в руках. Освободить, чтобы показать юную женскую душу, кричащую в пустоте сцены от одиночества и ужаса заживо сгореть в огне, показать душу, открывшуюся кому-то невидимому, к кому обращена ее исповедь, кому несет она лилию вместо меча, к кому тянется всем телом, тяжело таща на плечах, как крест, огромную ткань задника, где вышита геральдика даже не Жанны д’Арк, а актрисы Одри Бонне, проживающей на сцене жизнь Жанны, как свою.

Кастеллуччи не случайно начал спектакль о Жанне в замкнутом для нее времени и пространстве — в школьном классе, на уроке истории. Это пролог, где нет еще настоящей, неисторической Жанны, но в опустевшем классе появляется странное существо — в мужском парике и рабочем халате: уборщик, который расчистит, разрушит, перевернет это пространство — вытащит из класса мебель, сорвет половицы пола, погрузится в землю, откуда вытащит полуистлевшую «погребальную» ткань той самой Жанны. И в этот момент, когда со странным существом, скинувшим нелепую одежду и доверчиво обнажившимся, происходит постепенная метаморфоза превращения в Жанну, становится ясно, что на сцене — не психоаналитическая история, а своего рода мистерия, касающаяся тайны.

В эту сторону разворачивает спектакль Курентзис, который вскрывает в партитуре не только ее жесткие контрасты молитв, детских песенок, ерничества суда диких зверей над Жанной, но двигается дальше, наполняя ее новым объемом. Рельефы Курентзиса — медленные раскачки колоколов, зловещий шепот и жуткие речевки, несущиеся с балконов, где находится хор: «еретичка, ведьма», мрачные, как из-под земли, латинские молитвы, напоминающие вдруг тибетское пение, волны накатывающегося оркестра.

Звук в спектакле окружает зрителя со всех сторон, хор входит в действие, как в античной трагедии, комментируя, обостряя его. И так же, как герои античности, Жанна на сцене остается одна, лицом к лицу с невидимым роком, победить который герой не в силах. Это высшая судьба. Жанна исступленно кричит, пытаясь раскрутить время назад и понять, что стоит за ненавистью мира, тянет за узду мертвую лощадь по сцене, на которой ей уже не ускакать. И только, когда Смерть в образе ласковой голой старухи укладывает ее в могилу, открывается тайна любого земного бытия — сильнее всего на небе и на земле любовь и жертва во имя ее. Так вещает с балконов «просветлевший» хор и нежные голоса святых Маргариты и Екатерины.

Метки записи:  Дягилевский фестиваль, мнение, особенность, прогнозы

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2019 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!