Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Оперу Владимира Дашкевича «Двенадцать» поставят в Самаре
    Оперу Владимира Дашкевича «Двенадцать» поставят в Самаре
  • Режиссер Нина Чусова впервые наберет курс на актерском факультете ГИТИСа
    Режиссер Нина Чусова впервые наберет курс на актерском факультете ГИТИСа
  • ЗД Итоги-2020: глобальный кризис неожиданно привел к музыкальному изобилию
    ЗД Итоги-2020: глобальный кризис неожиданно привел к музыкальному изобилию
  • В Британии появятся новые сериалы с Шоном Бином, Грегом Дэвисом и Беном Уишоу
    В Британии появятся новые сериалы с Шоном Бином, Грегом Дэвисом и Беном Уишоу
  • Кама Гинкас поставил спектакль об исходе русских из Таджикистана
    Кама Гинкас поставил спектакль об исходе русских из Таджикистана
  • Две театральные модели и экзамен пандемией
    Две театральные модели и экзамен пандемией

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход завершение игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль фестиваль фильм юбилей

В мире

Большой театр и РНО сыграли «Кандида» Леонарда Бернстайна

2 октября 2018 | Рубрика: Театры | Нет комментариев
Большой театр и РНО сыграли «Кандида» Леонарда Бернстайна

Событие для музыкальной Москвы, где «Кандид» никогда не шел на сцене, — неординарное. Из российской истории бернстайновского «Кандида» можно назвать лишь екатеринбургский эксклюзив — спектакль в 1992 году в Музкомедии. Однако в нынешний, юбилейный для Бернстайна год — 100-летия со дня его рождения — партитура «Кандида» была представлена трижды: летом в Мариинском театре на «Звездах белых ночей» в концертном варианте, в нынешней программе Большого фестиваля РНО в Концертном зале Чайковского и на Исторической сцене Большого театра в сценической версии Алексея Франдетти.

Дружный выбор самой партитуры для оммажа Бернстайну, автору нескольких мюзиклов и балетов (в числе которых настоящий мировой хит «Вестсайдская история»), в реалиях современности выглядит актуальным.

Написанная в 1956 году в формате саркастического памфлета, направленного против набиравшего тогда в Америке силу маккартизма, с его яростным гонением «призраков коммунизма» и политическими репрессиями, партитура «Кандида» отлично вписывается в политические реалии сегодняшних дней.

Едкий текст «вольнодумца» Вольтера, по повести которого написан «Кандид», придает все нужные смысловые обертоны, не нуждающиеся уже в эзоповом языке. Слишком очевидно все, о чем поют герои «Кандида» о «лучшем из миров»: о бесконечных войнах, политической инквизиции, коррупции, сговоре властей, саркастической этике, где чистотой обладает только бриллиант, о многом другом, что актуально не только в вольтеровские или бернстайновские времена.

Между тем формат мюзикла или оперетты (Бернстайн не настаивал на жанровом каноне, что открыло «Кандиду» путь и на Бродвей, и в оперетту, и даже на оперную сцену) подразумевает легкий жанр, род развлечения, который может как обострить, так притупить лезвие сатиры.

Все зависит от интерпретации, тем более что Бернстайн ввел в партитуру роль Рассказчика, которому «все карты в руки» от первого лица.Удивительно, но оба «Кандида», исполненные в Москве, оказались осторожно далеки от политической сатиры, от жестких акцентов сегодняшнего дня, представив варианты развлекательного шоу, с юмором, шутками и главное — с моралите, без которого не обходились во времена Вольтера: каждому в этом мире надо «делать дело», «возделывать свой сад». Именно этот тезис и стал ключевым в обоих представлениях «Кандида», славно разрешив абсурдистские перипетии героев, умиравших, воскресавших, обманывавшихся и впадавших в грехи по ходу действия много раз.

У Российского национального оркестра бернстайновский «Кандид» прозвучал с музыкальным драйвом, изящно объединив мюзикльную породу партитуры с ее симфонической объемностью, где эффектно звучали и пышные крещендо оркестра, и мягкие струнные волны, и пульс резко ломающихся ритмов, калейдоскоп танцев — гавот, вальс, фламенко, танго, и детали чисто музыкальной бернстайновской игры, с его аллюзиями на Малера, Верди, Бизе, Стравинского, джаз, духовные хоры.

У американского дирижера Джозефа Р. Олефировича все это музыкальное богатство звучало в стремительном, «по-бродвейски» зажигательном темпе, не давая опомниться публике, энергично осваивавшей перипетии происходящего на сцене.

А на сцене зала Чайковского действительно развернулось комическое действо с веселыми трюками, вроде нетрезвого танго Старухи в исполнении бродвейской певицы Ким Крисвелл или лацци с диадемой Кунигунды, которую она напяливала на голову дирижера. Партию Кунигунды исполняла американское сопрано Дженнифер О Лафлин — с тонким чувством стиля, блестящей техникой и образцовым звучанием самой знаменитой арии «Glitter and Be Gay». В партии Кандида выступил британский тенор Стивен Шонди — изящно использовавший все возможности своего не яркого, но гибкого и выразительного голоса. В партии философов Панглосса и Мартена выступил датский баритон Мортен Франк Ларсен.
«Кандид» в Большом театре отличался от представления РНО не только своим развернутым сценическим форматом, но и российским составом исполнителей: Кандида пел Илья Селиванов, солист Академии молодых певцов Мариинского театра, Кунигунду — солистка Пермского театра Надежда Павлова, набор ролей — Рассказчика, Панглосса, Мартена и Какамбо исполнил Петр Маркин, звезда московских мюзиклов.

Оркестром дирижировал Туган Сохиев, представивший крупный симфонический формат партитуры и яркие динамические решения, создававшие не только отличный баланс с певцами, но и с красочным зрелищем в постановке Алексея Франдетти.

Картинки на сцене менялись в соответствии со стремительным движением действия, где герои перемещаются из Европы в Америку, в Рай, в джунгли, в огонь аутодафе. Бернстайн строит действие «Кандида» по лекалам мюзикльного шоу, требующего солидного технического оснащения и мощных дизайнерских решений. И Большой театр явно подстраховался, заявляя в афише, что представляет «Кандид» в театрализованной концертной версии.

На практике оказалось, что эта версия потянула на полноценный театральный формат с современными технологиями, ярким сценографическим решением, активно использующим анимацию и видео-арт (Тимофей Рябушинский), с «карнавалом» костюмов — перьями, масками, париками (художником постановки выступила Виктория Севрюкова) и с попыткой Франдетти поработать с артистами в абсолютно новом для них ключе, придать импровизационный драйв абсурдистской канве действия.

В партитуре Бернстайна торжествует здравый смысл — противостоя безумию этого мира
Плюс попытка Франдетти поработать с артистами в стиле дель арте, придать импровизационный драйв абсурдистской канве действия. В этом направлении работа еще не завершена. Но партитура Бернастайна приоткрывается у Франдетти одним из углов своих замысловатых поворотов. Здесь торжествует здравый смысл — противостоя безумию мира.»Построим дом, нарубим дров и будем возделывать свой сад», — поют дружным ансамблем герои в финале спектакля. И в этом вечная суть позитива: «все хорошо, прекрасная маркиза».

Метки записи:  Большой театр, мнение, открытие, прогнозы

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2021 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!